domoi ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БИОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ  
   
 

 

 

10.12.2010
"100 сторон"

ПРЕСС-ПЛОЩАДКА В РЕЖИМЕ НОН-СТОП -

Я представляю русскоязычную прессу Грузии. Думаю, никому не надо доказывать, что на нашем информационном пространстве значительная роль отводится русскоязычным СМИ. Несмотря на то, что их влияние сегодня несколько менее ощутимо, чем в прошлые годы. Значительная часть населения овладела национальными языками настолько, что свободно понимает содержание новостных передач. И первичность информации на национальном языке становится решающим аргументом в пользу электронных медиа. Печатная продукция же требует более серьезного знания языка и, как следствие, в этой области присутствие русскоязычных изданий должно быть ощутимым.

Сейчас мало кто добрым словом вспоминает советские СМИ. Между тем их заслуга в том, что советские газеты воспитали очень умных, образованных читателей. Кроме того, существуют темы, имеющие почти исключительное значение для проживающих в наших странах представителей национальных диаспор: культурные межгосударственные связи, традиции, определенные исторические даты, некоторые исторические личности и т.п. Потребность национальных меньшинств в собственной публичной арене носит объективный характер, и ее вполне должны удовлетворять местные периодические издания. Одновременно – и об этом нельзя не сказать - редакции русскоязычных газет функционируют, большей частью, в условиях, обрекающих сотрудников на полунищенское существование.

В настоящее время в медиаотрасли все большее значение придается не только политическим, но и экономическим факторам, на первый план выходят проблемы менеджмента и маркетинга. Менеджеры современных изданий хотят разобраться, должно ли быть конкретное издание массовым или специализированным, каким образом строить политику подписки и розницы, привлечения рекламодателей и многое другое. И хотя эти, казалось бы, частные вопросы конкретных предпринимателей медиабизнеса, они непосредственным образом влияют на расширение информационного пространства, создание многопланового информационного общества.

Я думаю, что сегодня русскоязычные медиа в целом нуждаются в такой модели, которая бы позволила превратить их в инвестиционно привлекательный бизнес. Как известно, если в отрасль идут инвестиции - эта отрасль здорова. В нашем случае имеются в виду издания, где доминируют профессиональный менеджмент и высоки редакционные стандарты. Конечно, наша работа – не один только бизнес, но и кое-что еще. От того, как будут развиваться средства массовой информации, самым непосредственным образом зависят, простите за пафос, и судьбы демократии, и перспективы развития. Русскоязычные издания в этом процессе занимают отнюдь не периферийные позиции. Мне кажется, что формула успеха заложена в более смелом осуществлении интегрированных информационных проектов.

В этом плане у нашей газеты есть определенный опыт сотрудничества с российскими организациями. За семь с лишним лет работы с РИА Новости вышли в свет более 350 номеров совместного издания "Российский вестник". Это значит, что 350 раз мы вместе пробивали лед, согревали сердца многих людей и, кстати, не прекращали делать это даже во время военных действий. Смело можно сказать, что "Российский вестник" органично влился в информационное поле Грузии. Мы высоко ценим деловые и человеческие взаимоотношения с нашими коллегами из РИА Новости. Надеемся, что они будут иметь долговременный характер, несмотря на перипетии, возникшие между нашими государствами, несмотря на разделяющие нас километры.

Большой популярностью у читателей пользовалась газета "Москва – Тбилиси", которая с апреля 2008 года выходила в течение почти четырех месяцев и была прервана войной. Это уникальное издание было создано президентом "Союза грузин в России" Михаилом Хубутия. Его уникальность заключается в том, что оно одновременно издавалось в двух городах – столицах России и Грузии. Кстати, Хубутия является чуть ли не единственным грузином, который оказывает посильную помощь русскоязычным изданиям в Грузии. Он прекрасно понимает важность сохранения русскоязычного газетного фонда, фактический же сохранения целостности информационного пространства.

Восстановление отношений без диалога нереально. Трудно рассчитывать, что взаипонимание вернется быстро. Это зависит от очень много. Убежден, что в восстановлении доверительных отношений между нашими странами газета "Москва – Тбилиси" будет играть чрезвычайно серьезную роль. Представляется очень важным, чтобы прямыми объектами поддержки были не издатели, а конечные потребители - читатели, причем, только те, кто по материальным причинам ограничен в доступе к информации. То есть, речь идет о субсидировании газет. Примером такого подхода может служить совместный проект нашей редакций с Фондом "Русский мир". Ежемесячное издание "Народная газета" по своей цене было доступно потребителям, т.к. 70% затрат субсидировалось Фондом. Судя по откликам читателей "Народной газеты", проект оправдал себя. В тоже время он подтвердил, что причиной снижения спроса и влияния русскоязычных СМИ является низкая покупательная способность населения.

Следует отметить, что совместные информационные проекты можно рассматривать как шаг к конвергенции, позволяющей изменить существующую бизнес-модель, радикально пересмотреть стратегию русскоязычной медиа-индустрии и перестроить работу наших организаций под новую реальность. Конвергенция, способствующая улучшению качества редакционных продуктов, является единственной жизнеспособной бизнес-моделью для компаний, стремящихся выжить в нашу эпоху. Гораздо проще реализовать объединение на малых рынках, потому что это обходится сравнительно недорого, и маленькие рынки с большей готовностью воспринимают концепции и преимущества конвергенции.

Настало время решать все эти вопросы нам самим. Тем более, что никто за нас их не решит. Поэтому необходимо активное соучастие в общем процессе, надо вместе определять приоритеты и векторы дальнейшего развития медиа-индустрии. К тому же у нас есть вполне удобная и уже освоенная для этого форма прямых контактов. Я имею в виду ежегодные Форумы руководителей СМИ постсоветского пространства, которые проводит РИА Новости.

Мне представляется весьма существенным то, что здесь собираются не просто представители медиа, а люди, принимающие решения. Они обсуждают накопившиеся проблемы, налаживают деловые связи, получают массу полезных вещей в плане обмена профессиональным опытом по актуальным вопросам отрасли. Однако, этого явно недостаточно. Сближение позиций может быть достигнуто лишь в режиме постоянного общения. Необходимо создать пресс-площадку для регулярного обсуждения корпоративных вопросов. Ведь для формирования реального совместного информационного пространства необходима координация, которая поможет определиться и выработать очень понятные правила взаимоотношений и работы на общем информационном поле.

Тато Ласхишвили



11.03.2016
Interfax

Власти и оружейники едины в желании ужесточить оборот травматического оружия

26.11.2015
REGNUM

Российские оружейные магазины намерены бойкотировать турецкий импорт

19.11.2015
Литературная газета

Будем строить «Кавказский дом»!

29.06.2015
Комсомольская правда в северной Европе

Грузинский гром, кавказский дом

Архив
 
  KHUBUTIYA.RU   контакты